«Мой девиз: «Лучшая камера — та, которая у тебя с собой». О редком увлечении Frontend-разработчика Александра Вербило пленочной фотографией

3 марта 2020 Интервью
/
/
/
/

Если вы спросите у нашего коллеги, Frontend-разработчика Александра Вербило о том, как он проводит свое свободное время, молодой человек с легкостью ответит: «Делаю фото».

Причём делает их Александр в прямом смысле слова, по старинке, аккуратно проявляя каждый кадр отснятой пленки. О том, как появилось такое оригинальное увлечение и каких успехов уже достиг Александр — далее в материале.

— Саша, расскажи, как давно ты занимаешься фото и как пришел к такому увлечению?

— Пленочной фотографией я начал заниматься с января прошлого года. До этого в поездках снимал на телефон или брал цифровые «зеркалки» у друзей.

В 2018 году, после поездки в Берлин, я задумался о покупке камеры, но хорошие беззеркальные аппараты стоили довольно дорого. На глаза попались заметки в блоге Сергея Короля. Они и вдохновили меня на приобретение аналогового девайса.

Первоначальная цена, по которой можно было приобрести пленочный фотоаппарат была намного ниже цифровых аналогов, но это впечатление оказалось обманчивым. В итоге моя первая пленочная камера вместе с классным объективом стоила 180$, как и базовая «зеркалка». А первая пленка, любительская и неприхотливая Fujicolor Superia X-Tra 400, всего 14 рублей.

— С чего ты начинал?

— С самостоятельной съемки. Я это делал очень не спеша и только за месяц отснял всю первую пленку на 36 кадров. Потом случайно увидел курс по пленочной фотографии и понеслось. Занятия, практика, успехи, ошибки.. Сейчас я прохожу второй этап курса в свободном пространстве аналоговой фотографии “Фотосквот”. А дома сейчас у меня лежит около 60 катушек пленки. В холодильнике, про запас.

— В холодильнике?!

— Как ни странно, но основными критериями сохранности фотоплёнки являются низкая температура, небольшая влажность и отсутствие поблизости активных химических веществ. Поэтому производители рекомендуют хранить не открытую или, если говорить профессиональным языком, не экспонированную плёнку при температурах не выше +10-13 °С в общем отделении холодильника. А если требуется длительное хранение (полгода и более), то рекомендует температуры от –18 °С и ниже, так что таким пленкам место в морозильной камере.

— Ого! А какие виды пленок вообще бывают?

— Пленка для фотоаппаратов может быть разных типов и категорий: цветная или черно-белая, позитивная или негативная, инфракрасная или “киношная”.

И еще нюанс. Если на цифровой камере, светочувствительность (ISO) можно менять в любой момент съемки, то в случае с пленочной фотографией ISO поменять нельзя, оно определяется пленкой, на которую ведется съемка. Чем больше ISO, тем меньше нужно света пленке, чтобы получить картинку. При этом, чем выше ISO, тем больше “зернистости” будет на фото. Я чаще снимаю на черно-белую пленку. Моя самая любимая — это Kodak Double-X 5222.

— С пленкой разобрались. Расскажи подробнее о своем фотоаппарате.

— Я снимаю на узкий формат, пленка 35 мм или “Тип 135”. Это довольно доступный формат: пленка и объективы для него стоят относительно недорого. “Мыльницы”, которые были популярны в девяностых и двухтысячных, как раз снимали на такой тип пленки. А сейчас у меня 3 камеры для этого формата.

Начинал я с Olympus OM-1 MD. Не сильно интересовался её годом выпуска, но данная модификация выпускалась с 1975 по 1979 годы.

«Тушка», как называют основную часть фотоаппарата, обошлась мне в 60$. Корпус у нее был слегка “уставшим”, а вот объектив, Zuiko Auto-S 50 mm f/ 1.8, наоборот очень хорош, пятимиллионной серии. Он считается самым лучшим «полтинником», который выпускался под этот фотоаппарат.

Сейчас чаще снимаю на Nikon FM3a, который приобрел в августе. Он технически лучше “дедушки” Олимпуса, даже выпущен был уже в этом тысячелетии, старт продаж начался в 2001 году.

А моим последним приобретением стал Konica Big Mini BM-201. Он был выпущен где-то в середине девяностых. Это — “мыльница”, но очень хорошая, с отличной оптикой. Она страдает “болячками”, которые присущи всем другим подобным фотоаппаратам, они не очень надежны, так что, как вы можете догадаться, моя Konica сейчас в ремонте, из которого может уже и не вернуться. В этом плане полностью механические камеры надежнее, но сильного мороза они тоже боятся.

— Сейчас, кстати, выпускают новые модели пленочных фотоаппаратов? И если да, то чем они отличаются от старых? Я видела, что многие носят с собой раритетные фотоаппараты, которые выглядят так, будто их одолжили у дедушек-бабушек.

— Сильных отличий между камерами старых и новых не так уж и много, к тому же новые “фишки” зачастую просто немного упрощают и автоматизируют действия фотографа.

Если говорить о марках, Canon прекратила производство пленочных камер еще в 2010 году. Недавно можно было купить Nikon FM10 на официальном сайте, но теперь и он “out of stock”, причем вряд ли появится когда-либо.

Можно купить, так называемые one-use камеры – это одноразовая пластиковая камера, которая является относительно новой разработкой.

— Какой пленочный фотоаппарат считается самым крутым в мире фото, на твой взгляд?

— Раньше был культ немецкой “лейки” (Leica), а одним из правил вступления в агентство Магнум звучало так: “Тебе не попасть к нам, если ты снимаешь не на “лейку”. Сейчас старые фотоаппараты этого бренда на вторичном рынке могут стоить по несколько тысяч, а, возможно, и десятков тысяч долларов.

Мой девиз: «Лучшая камера — та, которая у тебя с собой» и для меня нет разницы, на какую камеру снимать. Разве что, если на какой-нибудь очень старый “Зенит” (смеется).

— Ты сам проявляешь свои фото?

— В рамках курса, на который я окончил, мы с группой посещали мастер-класс по проявке черно-белой пленки. Один раз делали оптическую печать, с негатива на бумагу, в красной комнате. Теперь я и сам хочу все это попробовать, но пока, если честно, нет времени.

— В пленочных фото есть какая-то особая магия?:)

— Есть мнение, что никогда не знаешь, что получится на пленке. Я согласен с этим только отчасти, ведь если ты снимаешь в сложных условиях, например, ночью, то не всегда можешь предугадать, как поведет себя та или иная пленка в этой ситуации. Или же, если плохо зарядил катушку пленки в фотоаппарат, все твои кадры могут пропасть безвозвратно. Я однажды так три дня снимал улочки и архитектуру в Барселоне, а потом понял, что пленка плохо заряжена и не проматывается. Зато получилась интересная мультиэкспозиция, из 40 кадров (смеется).

Мне кажется, что пленка учит людей осознанности. На нее довольно дорого снимать с тысячи ракурсов одно и тоже место, поэтому приходится более ответственно подходить к композиции кадра.

Я бы советовал всем, кто хочет “прокачаться” в фотографии, попробовать снимать на пленку. С ней начинаешь придавать большее значение деталям. В каком-то плане пленка помогает экономить время. Я считаю, что лучше изначально сделать хороший кадр, чем потом выбирать из массы однотипных. Пленку я практически не обрабатываю, максимум “кроп” и коррекция яркости, если слегка “пересветил” снимок. Цифровые фото обязательно нужно редактировать.

Очень крутым преимуществом пленки для меня является ее осязаемость и негативы, которые можно потрогать, положить в папку и внимательно рассмотреть.

В целом, изображение с пленки выглядит интереснее, “пленочное зерно” придает фотографии определенный шарм. Некоторые вещи можно “подкрутить” в фотошопе, но это делает кадр не таким естественным. Хотя на занятиях мы иногда пытаемся определить, на что сделаны фотографии (пленка, цифровая камера или телефон) и это не всегда выходит.

— Дома, наверное, у тебя просто тысяча снимков, сделанных на пленочный фотоаппарат?

— Где-то полторы тысячи, но много места она не занимает. Пленка хранится нарезанными полосками в сливере, размера А4. Самая красивая пленка, на мой взгляд, это – цветная позитивная пленка Kodak Ektachrome 100. Она очень эффектно выглядит в исходнике.

— Не думал ли ты о создании персональной выставки с пленочными фото?

— Думал. Если все получится, то выставка пройдет в рамках курса, на котором я обучаюсь, уже в этом году. Мы готовим небольшой проект, но пока это секрет.

— Что тебе нравится фотографировать на пленочный фотоаппарат больше всего: людей, здания, природу?

— Я бы сказал, что «все подряд», но преподаватель по фотографии за такие слова меня бы точно “убил” (смеется). Больше всего я снимаю стрит, архитектуру и геометрию, но не ограничиваюсь этими направлениями. Иногда практикую портретную съемку. “Балуюсь” с сюром.

— Есть ли фотоаппарат, о котором ты мечтаешь?

— Нет, мой Nikon FM3a я бы ни на что не поменял. Только если выбирать камеру другого формата, но об этом я подумаю, может, через пару лет.

Автор vrp-by_admin
Поделиться
/
/
/